Как не убить любовь к музыке у ребенка.
Ваш ребенок мечтал заниматься музыкой, грезил об инструменте, слыл запевалой в школе и бредил сценой? А после одного-двух месяцев занятий захандрил, отложил ноты, закрыл инструмент, и теперь думает не о славе, а о том, как уважительно прогулять урок?
Я писала о своей утраченной любви к музыке в первый год обучения в музыкальной школе в статье Об авторе. И была удивлена количеством комментариев от людей, которые так же испытывали негатив к обучению. Оказывается, не корректный педагог — это не редкость. Мой педагог в первом классе просто била меня по рукам, когда я играла не правильно. При таком подходе, какое желание к занятиям музыкой может быть у ребенка?
Эрика:
Меня родители отдали в 7 лет в муз.школу, учительница, помню, меня часто ругала за малейший промах, в конце с концов родители меня забрали.
Анна:
Меня тоже в детстве заставляли ходить в музыкальную школу. Думаю, если ребенку насильно прививать любовь к музыке, толку не будет. Обратный эффект.
Мария Теслак:
я сама не доучилась играть на фоно… именно из-за учительницы. она не била по рукам, но мизинец мой часто сжимала с неистовым усердием… если б другой учитель, да я с удовольствием
Надежда Орехова:
Я тоже «мучилась» в муз. школе, не только по ф-но, но и по классу скрипки. Когда я играла на госах, моя учительница, сидя в первом ряду (она же — главное лицо, мой преподаватель), жевала шоколадку, и довольно громко, в голос, угощала ей других членов комиссии.
Алена Семенова:
Прочитала Ваши «этапы обучения» в музыкалке и прямо про себя всё вычитала. Точно так же учительница по специальности била по рукам, когда играла не то, так же в третьем классе захотела бросить(тоже закатила скандал, что не пойду больше в музыкальную школу, но мама настояла, чтобы я доучилась).
И любовь к музыке отбили напрочь так, что закончив музыкалку, о музыке вообще ничего слышать не хотела и 5 лет к фортепиано не притрагивалась вообще…
Дорогие родители! Мой Вам огромный совет: обязательно интересуйтесь, что происходит с вашими детьми в школах ( и не только в музыкальных)!!!
Причиной перемены может стать неготовность к дополнительной нагрузке, строгость педагога, непонимание родителей.
Как вернуть желание заниматься и побудить юного музыканта к творчеству?
1. Занимайтесь по принципу диеты: лучше меньше, но чаще. Ребенок научится быстро включаться в работу, собираться, концентрировать внимание, при этом не возникнет риск переутомления.
2. Включайте в занятия игровые моменты. Импровизируйте и сочиняйте. Например, кластер на педали в низком регистре способен изобразить пещеру, а отдельные staccato в верхнем похожи на падающие со свода капли. Предложите сочинить мелодию на текст стихотворения или загадки. Отгадку тоже интересно зашифровать звуками.
Медведя можно изобразить non legato в контроктаве — получится неповоротливая поступь хозяина леса, соловья узнаем по нежной трели, кукушку по интонации нисходящей терции.
3. Не зацикливайтесь на программных произведениях. Если ребенок отвлекся: вздыхает, зевает, бросает взгляд на часы, отвлекитесь вместе с ним. Спойте песенку или номер из учебника по сольфеджио; пусть он угадает звуки на слух, попробует определить интервалы, отличит мажорное трезвучие от минорного. Полезно прохлопать ритм, а еще лучше его»протопать» или «прошагать». Движение под музыку — простой способ отдохнуть с пользой.
4. Занимайтесь вместе с ребенком: постигайте азы нотной грамоты, вникайте в особенности ритмического рисунка и его записи. Видя Ваше упорство и заинтересованность, он включится в процесс, занятия будут приносить удовлетворение, он будет гордиться своими успехами, а Вы гордиться им. Не гонитесь за славой лауреата, фестивали и конкурсы еще впереди, а пока получайте удовольствие от занятий музыкой.
И самое главное — нужно УВЛЕЧЬ, а не ЗАСТАВИТЬ!
Я очень хорошо прочувствовала на себе, что такое ЗАСТАВИТЬ!!! Такое не забывается, а отлично сохраняется в памяти на долгие годы.
Мне было около 7-8 лет. Мама заставила меня играть дома. Но время было уже позднее, около 10 вечера. Я помню свое огромное желание спать! И я совмещала сон и игру как могла. Потому что желание спать трудно победить в детском возрасте…
Положив голову на правую руку на клавиши и закрыв глаза, левой рукой я играла любые ноты… Мама была в другой комнате, что именно нужно учить играть она не знала. Для нее важно было только то, что звучит пианино. Вот такая история.
Я для себя решила, что никогда не буду своих детей заставлять заниматься тем, чем им не нравиться.
С уважением, Елена Романова.
Слава Богу, что моя дочь не столкнулась с проблемами, чтобы бросить музыкальную школу. С детства она любила петь, мечтала о фортепиано, бегала к подружке играть. Но музыкальная школа была далеко и переехав в село, она в 12 лет пошла все таки на фортепиано, по возрасту не подходила. И перевели на хоровое пение. Фортепиано купили в б/у. До сих пор стоит пылится. А дочь закончила школу, Музыкальную тоже, попробовала институт год, затем колледж 3 года, теперь в Академии музыки учиться, поет и дирижирует. Пробовала она себя в спорте и в танцах, завоевав награды в спорте успокоилась, тяжело физически до потери здоровья. Давайте детям свободу выбора. Пусть пробуют, не все легко дается, бывают и двойки и экзамен на 3. Зато это стимул учить вовремя, чтобы получать за хорошие оценки повышенную стипендию.
Такой сайт Елена встретила впервые. Удачи Вам дальнейшей во всем!
Спасибо, Инна, за Вашу жизненную историю. Детям нужно обязательно давать выбор. Мы же сами по себе знаем, как не приятно заниматься тем, что идет не от души, а по обязаловке.
Спасибо, познавательная статья! На будущее пригодится!:)
Да, не повезло кому-то с учителями, а у меня были просто золотые учителя, мне с директором повезло, я с ним в одной квартире пол жизни прожила. Может поэтому у меня в итоге музыкально-педагогическое образование, в культуре работаю, и брат с консерваторским образованием…
Да, Татьяна! Думаю Вам повезло. Не каждый живет в одной квартире с директором!
А у нас такая же проблема — апатия дочки к игре на пианино. Купили пианино, когда она училась уже в первом классе в музыкальной школе. Причем пианино было не из дешевых — электронное. Но только после того, как его поставили в детской, хотение заниматься отпало… Может тяжело в том плане, что и в общеобразовательной школе уроков задают много, да еще и музыку делать надо… С горем пополам каждый раз делает уроки по музыке. Уже у нее и спрашивали, может тогда не надо ходить, если желания нет, говорит, что хочет… А как ее увлечь тем, чтобы делала уроки по музыке не знаю, у самой образования музыкального нет и мало что смыслю в том, что она играет (отследить не могу правильность ее игры).
Светлана, здесь причину мы не узнаем, только если дочка сама Вам расскажет. Ведь полного негатива нет » Не хочу в музыкальную школу». Все-таки она говорит, что хочет. Возможно, усталость от нагрузки. Возможно ей не нравится определенный предмет. Хватает ли ей времени на игры и отдых?
Может стоит уменьшить время занятий?А не так. Играешь 40 минут и все. Пусть один день только 15 минут, другой 30. Дайте ей самой выбрать темп.
Может быть стоит сделать 2 недельный эксперимент — дать ребенку возможность выбрать время для занятия и количество минут…?
Не думаю, что из-за меньшего времени дял занятий резко ухудшится игра.
Я из комментария не поняла, в каком дочка сейчас классе учится?
Я помню себя в классе 4-5. Меня хватало только минут на 20-40 заниматься ежедневно. И когда я узнавала, что другие дети играли по 2-3 часа в день… меня ужасало это.
Светлана, здесь причину мы не узнаем, только если дочка сама Вам расскажет. Ведь полного негатива нет » Не хочу в музыкальную школу». Все-таки она говорит, что хочет. Возможно, усталость от нагрузки. Возможно ей не нравится определенный предмет. Хватает ли ей времени на игры и отдых?
Может стоит уменьшить время занятий?А не так. Играешь 40 минут и все. Пусть один день только 15 минут, другой 30. Дайте ей самой выбрать темп.
Может быть стоит сделать 2 недельный эксперимент — дать ребенку возможность выбрать время для занятия и количество минут…?
Не думаю, что из-за меньшего времени дял занятий резко ухудшится игра.
Я из комментария не поняла, в каком дочка сейчас классе учится?
Я помню себя в классе 4-5. Меня хватало только минут на 20-40 заниматься ежедневно. И когда я узнавала, что другие дети играли по 2-3 часа в день… меня ужасало это.
И еще. Когда я стала постарше, уже в 6-7 классе, на уроке специальности помню одно занятие, когда учительница делала мне много замечаний, была не довольна игрой. Записала в дневник, что нужно сделать, что проработать…
Прошло 3 дня и наступило следующее занятие. За эти 3 дня я ни разу не села за пианино…
И удивительно! Урок прошел великолепно. Учительница меня хвалила, и говорила, что сразу видно, что я хорошо позанималась…
Все-таки музыка — это творчество. И в разные дни с разным настроением возможны противоположные результаты.
Желаю Вам удачи!
У меня в общем то, то же своя банальная история с музыкой!Грезила о пианино, потом купили, пошла заниматься, училка была еще та! То же по рукам, по спине, иногда попадало! Но доучилась благодаря маме и закончила музыкальную школу! Потом инструмент продали и казалось бы забыли!Но тяга к музыке все таки взяла верх, при том,что прошло лет 25!Купила себе электронное пианино с 13 зарплаты и снова начала музицировать!Да с таким рвением, по 3-4 часа чуть ли не каждый день! Мышечная память осталась! Поражаюсь как пальцы все помнят!Благодарна маме,что не дала бросить!Попробую теперь внучек приобщить к музыке, хотя сомневаюсь, что им будет это по душе! Они уже с горшка только о тряпках да нарядах говорят!
Я тоже закончила музыкальную школу, тоже хотелось бросить, но все же закончила класс гитара. С любовью вспоминаю эти замечательные года. И с учителями мне повезло, замечательные были. Естественно не без мелких неприятностей, но по рукам мне точно не попадало. А ребенка насильно заниматься заставлять наверное действительно не стоит, нужно чтобы сам хотел и любил.
Моему сыну очень повезло с учителем. Таких преподавателей сейчас, к сожалению, все меньше и меньше. Очень чуткая, интеллигентная, грубого слова не скажет, а с детьми общается как со взрослыми. И самое главное, учит не только нотам и постановке пальцев, учит чувствовать и любить музыку, вкладывать душу в любое даже самое простое произведение. Не удивительно, что ее воспитанники каждый год стабильно занимают первые места городских и областных конкурсов.
Но вот беда, сын все равно учится из-под палки. То есть, на уроке он молодец, а дома играть не заставишь. В музыкальную школу пошел по своему желанию, никогда не требовала от него сверхъестественных успехов, просто хочется, чтобы у ребенка были и другие занятия, кроме игры на компьютере и чтения книг. Даже не знаю, как его заинтересовать.
Ольга. Вам действительно повезло с учителем! Но, если «на уроке он молодец, а дома играть не заставишь»… нужно подумать, почему у него нет стимула? Может быть учитель использует похвалу, а Вы нет? Думаю, у учителя есть свой подход и свои секреты. Наверное, нужно у нее спросить, как быть в такой ситуации, как заинтересовать сына. А сколько лет сыну? В каком классе он учится?
Ольга! Вам действительно повезло с учителем! Но, если «на уроке он молодец, а дома играть не заставишь»… нужно подумать, почему у него нет стимула? Может быть учитель использует похвалу, а Вы нет? Думаю, у учителя есть свой подход и свои секреты. Наверное, нужно у нее спросить, как быть в такой ситуации, как заинтересовать сына. А сколько лет сыну? В каком классе он учится?
Лена, сыну 12, в музыкальной 3-й класс. Кажется, мы нашли причину. Дома инструмент хоть и дорогой, но электронный. Звук хороший. молоточковый эффект и т.д. а все-таки с живым фоно ничто не сравнится.
А моя история противоположная. Как утверждают родители(все с каким-то муз.образованием), в 5 лет они спросили меня, хочу ли я заниматься музыкой. Т.к. во дворе тогда это не котировалось, я резко отказалась. Родители больше не предлагали!
Я очень хотела петь, дома всегда смеялись, что я фальшивлю. Было очень обидно и до сих пор жуткие комплексы.
В 15 лет поступила в педучилище, и мне повезло. У нас было два занятия в неделю на инструменте, фортепиано стояли в холле. Т.к. у меня дома был хороший инструмент, то меня взяла классная. Так в 15 лет я начала с 0. Классная была замечательная, руки потрясающие, вкус, мягкий характер. Ее дочка училась в школе при консерватории. Я была готова заниматься целый день напролет, но все давалось ужасным трудом. После этих занятий я легко освоила слепую печать на машинке и компе)).
А еще был хор! Там очень талантливые, увлеченные педагоги развивали наши голоса по методу фониатора Емельянова, и мы занимались кроме расписания на переменах и после уроков. Если сначала я попала в 1/4 тех, кто мог переписывать ноты и не петь))), то потом, так как я хотела заниматься и усердно работала, я попала в ансамбль, который пел на четыре голоса, а в партии было 3 человека. Это принесло мне много счастья, мы выступали, потом я пела в другом хоре, мы ездили за границу. Но до сих пор что-то сложное я могу спеть только с кем-то, страх сфальшивить огромный. И еще я не умею читать ноты с листа, я вижу, но не слышу то, что написано. При этом мой голос с большими возможностями. Я мечтаю, когда дети подрастут, и улучшится финансовое положение, брать уроки вокала.
А еще хочу купить инструмент, заниматься самой и учить детей. К сыну я приглашала на дом педагога по гитаре, не с жиру, а т.к. он уставал и бросил бы, если б куда-то ходить. Педагог по авторской методике приходил раз в неделю и дал за 9 месяцев, помимо навыков, всю теорию, что в музыкальной школе проходят. Сейчас вопрос стоит об изучении клавишных…
Дарья! Спасибо, большое за Ваш комментарий!
Думаю, что инструмент и умение читать с листа, и играть то, что Вы прочли, помогло бы Вам в пении.
Когда есть мелодия, есть ноты, Вы можете сыграть и одновременно спеть. Инструмент заменит Вам других поющих. Если Вы научитесь играть правильно мелодию по нотам, у Вас не получится сфальшивить.
Я считаю, что развивать малышей нужно с самого рождения! Ведь несмотря на то, что детишки еще совсем крохотные, они уже слышат звуки, могут рассматривать картинки… Поэтому им нужно включать музыку, подвешивать на расстоянии 20-30 см от глаз яркие игрушки или ставить книжки с крупными картинками. Своим деткам я с рождения включала музыку на мобиле, когда они засыпали. У нас был мобиль фирмы Chicco «Волшебные звезды». Мне он нравился тем, что музыка в нем успокаивающая и расслабляющая, звучит Моцарт, нежные мелодии с пением птиц и журчанием водички. Даже во время игр я просто фоном ее включала, чтобы дети слушали, ведь музыка способствует развитию малыша и позволяет получить море положительных эмоций))) В мобиле еще есть проектор ночного неба, его также можно совмещать с прослушиванием музыки. После 6 месяцев дочка с удовольствием разглядывала меняющиеся на потолке картинке. Игрушки на мобиле съемные, до сих пор ими играем. Кстати, этим мне мобиль очень нравится: его не нужно убирать в ящик после того, как ребенок подрос, но просто превращается из мобиля в музыкальный проектор))) очень удобно! Ну а качество превосходное, звучание замечательное, детки слушают, играют и развиваются с удовольствием!