Как научиться играть на фортепиано?
Дорогие друзья! Я хочу с Вами поделиться одной замечательной историей, которая меня поразила и затронула. Ко мне на почту пришло письмо от одного читателя сайта с ссылкой на видеоролик. Посмотрев видео, я была поражена и обрадована! Знаете почему?
Потому что на видео парень, его зовут Егор, играл «Не отрекаются любя». Это был его подарок маме на День Рождения.
— И что в этом такого?- спросите вы.
И я вам отвечу, что он выучил эту композицию методом зрительного запоминания.
Я решила взять у Егора интервью, чтобы расспросить подробнее о его занятиях. И он любезно согласился ответить на мои вопросы.
Как научиться играть на фортепиано?
Здравствуйте. Меня зовут Егор, 28 лет. Живу в Санкт-Петербурге
Интересно, каковы были Ваши познания в музыкальной грамоте до начала обучения?
К музыкальным инструментам никогда в жизни доселе не подходил, всегда думал, что «мишка» на ушко наступил.
Вы знали ноты? Умели хоть немного играть?
В школе были занятия музыкой, но как-то они не вызывали у меня интереса. Помню только, как скрипичные ключи учились вырисовывать, не более. Даже простые песенки «В траве сидел кузнечик» и «собачий вальс» не умел играть! Так что нотной грамотой не владею.
В детстве родители хотели Вас отдать в музыкальную школу?
Мама в прошлом учитель музыки, но она никогда не навязывала мне занятия музыкой. В принципе об этом даже не стоял вопрос, меня в детстве больше интересовал спорт.
Какие Ваши увлечения?
В свободное время люблю сходить в театр или музей, уделяю время чтению книг…
Как возникла идея такого подарка для мамы?
Идея пришла спонтанно, еще года 2 назад – было бы неплохо исполнить на день рождения мамы песню на фортепиано. Но пугала сложность обучения, ведь это совсем не просто, вот так взять и сыграть, да и еще чтобы это было действительно красиво. Но в один прекрасный момент, когда до дня рождения оставалось 4 месяца, я принял волевое решение – «все, иду заниматься!»
Почему была выбрана эта песня?
Соглашусь, что песня не совсем подходящая под формат дня рождения, но в момент выбора песни, сказалось мое эмоциональное состояние. Я переживал разрыв с любимой девушкой и наткнувшись на эту песню в «в Контакте» — я влюбился в эту мелодию.
Расскажите, пожалуйста, подробнее о Ваших занятиях с преподавателем.
Моего преподавателя зовут Олеся Короткова — выпускница РГПУ им.Герцена, факультет сольного пения. Считаю, что мне очень повезло, потому что сразу получилось выстроить диалог и мы вместе решали как лучше построить обучение. Помню самое первое занятие – сердце колотилось, никакой уверенности, что из этого что-то может получиться. Мы обсудили финансовую сторону вопроса, я описал свои пожелания. С собой принес ноты, которые, к слову, нашел на Вашем замечательном сайте! С Олесей договорились, что будем учить с рук, т.е. она будет показывать порядок нажатия клавиш, а я буду повторять. На первом занятии мы запомнили первых три такта в левой руке. Радости конечно не было предела – из под моих пальцев впервые в жизни раздались странные звуки, которые отдалено напоминали единую мелодию. После первого занятия я спросил у моего учителя : «Как думаешь, я успею выучить это произведение? У меня есть шансы?». На что Олеся ответила : «Все зависит только от тебя, от твоего желания и упорства»!
Конечно первое занятие было определяющим – буду я дальше заниматься или нет. Думаю, если бы мы начали изучать нотную грамоту, теорию музыки – мой энтузиазм мог очень быстро иссякнуть. Важно было начать с практики, услышать мелодию, поверить в себя. Ноты, на самом деле, были для преподавателя. По началу Олеся пыталась мне показывать в нотной грамоте что к чему, но я категорически не хотел все это воспринимать, мне большее удовольствие доставляла «практика» на фортепиано. В самом начале я посещал занятия всего два раза в неделю по одному астрономическому часу.
После первых двух недель занятий я уехал в командировку в Пермь. Для того, чтобы не растерять приобретенные навыки я решил и в командировке найти преподавателя. Я позвонил нескольким педагогам, но когда они узнавали мой возраст, то отказывались с формулировкой: «Нет, я не хочу тратить на Вас свое время. Вас учишь, учишь, а потом вы бросаете на пол пути. Со взрослыми я не занимаюсь». Наконец мне повезло и откликнулась одна бабушка. Однако у нас состоялось только одно занятие: во-первых, педагог с 30-летним стажем не могла понять, почему я не знаю нот, как я могу вообще что-то играть; во-вторых, не понимала зачем мне – человеку без музыкального опыта учиться по таким сложным нотам; в-третьих, за это занятие я ни на йоту не сдвинулся в освоении моего произведения. После этого занятия оставалось только сделать выводы о том, что не стоит менять преподавателя когда вы уже начали заниматься, ведь у каждого свой подход и можно только навредить. Я терпеливо ждал возвращения в Питер.
По возвращении, я понял, что мне необходимо гораздо больше заниматься, если я хочу успеть в срок. Занятия теперь проходили три раза в неделю и дополнительно я стал по выходным приезжать в РГПУ им.Герцена, чтобы позаниматься самостоятельно. От Олеси я узнал, что музыканты по 6 часов в день занимаются на фортепиано, оттачивая мастерство. Поэтому мои 2 часа в неделю в самом начале казались совершенно смешными. Освоение песни такими темпами стало проходить гораздо быстрее. Я отдельно мог играть уже левую руку и отдельно правую. Потом мы начали соединять их вместе, т.е. играть одновременно.. Это было самое трудное, потому что произведение сложное и в некоторых местах на одну ноту в левой руке необходимо было успеть сыграть три ноты в правой руке. Однако не так страшен черт, как его малюют!!)) Спустя одно занятие и это стало получаться.. Дальше добавили педаль – чтобы мелодия не прерывалась между тактами. В итоге за 1,5 месяца я полностью выучил все ноты. Мой преподаватель Олеся, была немного в шоке – как такое возможно, в такие сроки выучить сложное произведение, ну а меня накрыла эйфория!! Я был горд собой и счастлив…
Если не секрет, какова была стоимость одного занятия?
Одно занятие стоило 700 руб/час
Как Вы занимались далее без преподавателя?
Выучить ноты было только пол дела. Далее необходимо было добиться звучания мелодии, чтобы она не прерывалась, а тянулась бы на протяжении всего произведения единой линией. Из финансовых соображений я сократил занятия с преподавателем до одного в неделю, а больше занимался самостоятельно, оттачивая звучание. Поначалу моя игра походила больше на «заикание», но чем больше раз я повторял произведение, тем мелодичнее оно звучало.
Где взрослый человек, который не умеет играть может найти такого преподавателя?
С поиском преподавателя проблем не было. Я разместил заявку с описанием своей «проблемы» на сайте «Ассоциации репетиторов Санкт-Петербурга» (spb.repetit.ru) и в течение пары дней мне прислали контакты Олеси.
Как Вы думаете, может ли любой человек при желании научиться играть без знания нот?
На личном опыте я убедился, что научиться играть может любой человек – определяющими являются желание и упорство, а не наличие таланта.
Есть ли желание продолжить обучение музыке? Какие планы?
Следующим произведением к изучению будет вальс Е. Доги «Мой ласковый и нежный зверь». Параллельно буду осваивать теперь и нотную грамоту!
Егор, спасибо Вам большое, что поделились с нами вашей историей обучения игры на фортепиано.
Дорогие, читатели, если Вам понравилось интервью, или возникли вопросы, обязательно задавайте их в комментариях! И мы продолжим общение.
P.s. Два метода обучению игре на фортепиано и синтезаторе, которые предлагаю на сайте я — ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ.
С уважением, Елена Романова.
.. Ну Очень трогательная история.. и особенно тот факт, что Егор воспроизвёл такое непростое произведение, но очень красивое! Я не музыкант, но сыграно на мой взгляд хорошо.. за душу берет!!! Вот что значит, как правильно было замечено выше, талант — не главное, главное — желание, упорство и цель без сомнения, к которой ты стремишься!!!
Я по хорошему завидую этому парню!.. т.к. сама понимаю насколько сложно учиться и знаю, что одного желания мало, нужно ещё и терпение и труд! А нам всё сразу подавай.. это Я о себе..)).. а так не бывает! На примере этого парня лишний раз убеждаюсь в том, что нужно — трудится, учиться и ещё раз трудиться!.. Всем Удачи
Доброго времени суток!
Я, когда учился аккомпанировать на гитаре, ни у кого уроки не брал. Мне повезло с книгой самоучителем: В. Манилов «Учись аккомпанировать на гитаре». Хороший самоучитель было трудно написать даже в советские времена, когда работал принцип «культуру в массы». В этой же книге очень неплохой песенник. Все песни известные и очень разнообразный репертуар. Освоение их у меня идёт медленно — выручает то что я большинство песен слышал многократно и быстрее ноту подбираю на слух, чем читаю её с листа.
Хотелось бы почитать что-нибудь мудрое и доходчивое. К примеру про те же аккорды. А то я их тупо заучивал, а по теории узнал маловато. Понятно, что мажорные аккорды — это «весёлые и бравурные», а минорные — это «грустные и траурные». Ещё помню что в мажорных трезвучиях сначала интервал 4 потом 3, а в минорных трезвучиях сначала 3 потом 4. Помню что септаккорд получается добавлением ещё одной ноты либо в малую (например С7), либо в большую терцию (например Сmaj).
Про уменьшенные и увеличенные трезвучия тоже смутно помню, но вот дальше что изучать и как продвигаться ума не приложу.
Не помешали бы какие-нибудь упражнения как брать некоторые септааккорды.
И очень неплохо бы также почитать про теорию гармонии доступным языком. Как вообще возникали аккорды? Кто и как их подбирает? Как придумали брать аккорд с басом? Когда применяются уменьшенные и увеличенные трезвучия?
А то как то так получилось, что я и многие мои знакомые привыкли на слух подбирать один из пяти «блатных» аккордов. Их я знаю: Аm, Dm, E (или как вариант E7), C, G7 (вариант G).
Если бы не книга Манилова, то и я остался бы на этом уровне. Я, к сожалению, не любитель читать сухие учебники, тем более что ориентированы они на опытного преподавателя, а не на дилетанта самоучку.
Ещё я слышал, что очень трудно переходить после школы аккомпанемента в школу игры по нотам. Легче начинать классику по нотам «с нуля»
Егор молодец!!! Я тоже хочу научиться играть эту мелодию! Очень красиво!
Эх, Елена, меня в детстве заставляли играть на фортепиано, а еще учили играть на гитаре, но мне не нравилось. Наверное, не судьба…))
Конечно, если заставляли, то у любого может желание пропасть на долгие годы. Или навсегда. А сейчас не появляется желание продолжить обучение?
Потрясающее исполнение. Егор просто молодец. Композиция действительно очень сложная.
Меня, к сожалению, в музыкальную школу не отдавали. Почему не отдали, до сих пор не понимаю, а ведь мою старшую сестру туда записали, а она бросила ее за год до получения музыкального диплома.
Сейчас я самостоятельно изучаю игру на фортепиано и гитаре. В совершенстве владею домброй. Это казахский национальный музыкальный инструмент. Ноты знаю, теперь пробую играть на практике.
Елена, спасибо вам за пост, сам не умею играть, но если будут у меня дети, то им буду стараться прививать любовь к фортепиано.
Это замечательно — желание родителей прививать любовь к музыке, к инструментам. Но почему сразу к фортепиано? А если у сына будет тяга к барабанам или гитаре, а у дочке — к скрипке?
Так, Елена возвращайтесь в блоггинг, плз. Я уверен, что от вас все ждут новые посты. Мне хоть ваша тема и далека, но все равно, я к вам регулярно захожу. Надеюсь у вас там все хорошо и вы скоро вернетесь в блоггинг.
Елена, очень впечатляющее достижение Егора, его искренность и напористость. У него, конечно, заложены с детства точки соприкосновения с различными видами искусства и чувственность. Такая семья и такие возможности, живя в Петербурге. Даже по его интересам понятно, что он умеет свою душу наполнить высоким смыслом. Давайте сами подумаем, что не во всем в жизни мы можем быть профессионалами, но тем не менее многое многое можем постичь, если нам это интересно. Смотрите, люди за последнее время осваивают компьютер (я не говорю о молодежи — у них это входит в программу обучения), а люди в возрасте, включаются и другие виды деятельности, которые заставляют приложить усилия, но это приносит большое наслаждение. Да это возможно и Егор во многих вселил убеждение своим опытом. Я помню, как смогла за 1 час научить своего 4х летнего внука научить играть «Где-то на белом свете» таким же способом, правда одну мелодию и петь (довольно трудные для него слова), а когда мама пришла за ним, он смог ей это исполнить. Кроме всего для него этот процесс был долговат и его пришлось заинтересовывать. Так что дерзайте все и я с вами. Спасибо за хорошее сообщение.
Здравствуйте, Нина! Вы прирожденный педагог. Любого малыша, даже с заинтересованностью сложно за час научить играть. Потому как в таком нежном возрасте удержать внимание более 10-15 минут для них очень сложно! А как теперь успехи у малыша?
Здравствуйте, Елена, Спасибо за ответ. Я просто поделилась тем, что считаю, что желательно, чтобы каждый человек имел возможность попробовать как можно больше разных видов человеческой деятельности. Конечно, это не значит, что он это доведет до виртуозного исполнения, но не будет чувствовать себя в этом мире совсем уж беспомощным. А это многого стоит, когда ты хозяин своего положения. Мне многое интересно и я не стану рассказывать, что смогла перепробовать. Просто смогла и мне это дало чувство уверенности, что, если поставить цель, то можно ее добиться. У меня большой стаж работы с детьми, но в садике, похожее мне приходилось делать, когда учила детей играть на детских музыкальных инструментах так называемый «Оркестр». Внуку этому уже 22года и они уже давно не здесь, в 5,5 лет уехали в Канаду. Там немного играл в оркестре, пел в хоре,но вплотную музыкой не занимался. Сейчас учится в университете. А вот внучка, дочка сына (даже родилась за границей) в 5 лет выучила у меня «Жаворонка» Глинки — только пела. Потом, когда ей пришлось в своей стране поучаствовать в спектакле театра из России и петь русскую народную песню, то она сказала, что после бабушкиного «Жаворонка», это была ерунда. А когда мы с ней шли по городу после того, как нарепетировались, мы услышали пение жаворонка на дереве возле реки. Я ей сказала, что это поет жаворонок, а она сказала, что жаворонок так не поет. «А как он поет — спросила я? — а так: Между небом и землей…». Сейчас она продолжает заниматься пением и на ф-но. Но, конечно, прав Егор, что нужно изучать ноты и не зависеть от адаптера. Успехов вам и вашим ученикам.
Спасибо большое за Ваш комментарий! Действительно очень важно попробовать различные грани творчества, чтобы найти именно свое! Конечно, чтобы не быть ограниченным в занятиях, нотная грамота нужна. С ней открываются новые перспективы творчества!
Леночка, я могу помочь Вам сделать сайт. Хотя этот тоже нормальный. Я правда научилась не сильно с «прибамбасами», но всё-таки 5 страниц с переходами, текстом, можете выслать какие-либо фото для вставки туда… = Всё бесплатно. Там берётся оплата- около 10тыс.руб. единоразово, если надо создать интернет-магазин или более 5-ти страниц, или дать своё особое название.
Егор — молодец! Не каждый способен на такой подвиг!))) Это действительно подвиг!!!))))
Да! Круто! Я сам давно играю на пианино, а тут и сложно и красиво, да ещё за 1.5 месяца!.. В третий этап, я бы рекомендовал разобраться с буквенным обозначением аккордов, простые трезвучия мажор-минор, это даже больше теория, чем практика.. Но тогда вся музыка перед Вами откроется, от Битлов до Квинов. Всю жизнь занимаюсь музыкой, и удивляюсь, нотная грамота — как специально усложнённая, замудрённая штуковина, в которой разобраться немыслимо, такое ощущение, что в те века когда её придумали, замудрили специально, что бы никто слева не совался.. Один басовый ключ- это же скандал, тут считай отсюда, а тут ломай мозг с пятью бемолями, там «до» здесь, а тут «до» тут… А буквенные аккорды, всё на 10 порядков упростят… И не надо мучиться с нотами..