Иоганн Себастьян Бах биография
Бах стоит у истоков музыки 18 века и одновременно образует ее вершины в первой половине столетия. На далекой исторической дистанции мы не можем не ощущать удивительное несоответствие между грандиозным творческим наследием Баха и его скромной жизненной судьбой.
Биография Баха
Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685 года в Эйзенахе. Он происходил из семьи скромных немецких музыкантов. Вышедшие из бюргерско-ремесленной среды его дед, его отец, его братья были уже профессиональными музыкантами.
Оказавшись в 10 лет круглой сиротой и получив навыки пения в церковном хоре, Бах около 5 лет воспитывался в семье старшего брата Иоганна Кристофа в Ордруфе. В 1696 году поступил в местный лицей, который окончил через 4 года.
Поступил в школу в Люнебурге при монастыре св. Михаила. Окончив школу в Люнебурге и достигнув 17 лет, получил место органиста в Новой церкви Арнштадта, где пробыл до марта 1707 года. Был приглашен так же в Мюльхаузен, но в 1708 году оставил Мюльхаузен и перебрался в Веймар.
Он уже в октябре 1707 года был женат на своей двоюродной сестре Марие Барбаре Бах.
Нет сомнений в том, что Бах достиг своей творческой зрелости в 1723 году. Он испытал свои силы во многих музыкальных жанрах и стоял на пороге осуществления такого величественного замысла, как «Страсти по Иоанну».
Бах выступал во многих известных городах. И во время одной из поездки в 1720 году умирает жена Баха. И в это же время умирает еще 3 сына. Два старших сына стали впоследствии крупными композиторами- Вильгельм Фридеман и Филипп Эмануэль. В конце 1721 года он женится на Анне Магдалине Вилькен.
В феврале 1723 года Бах прошел положенное испытание в Лейпциге: исполнил свою кантату №22 в церкви св. Фомы, получил одобрение и был принят на должность кантора. Бах обязывался обучать мальчиков не только пению, но и игре на различных инструментах.
По своим обширным знаниям и по композиторскому мастерству Бах был высокообразованным музыкантом своего времени. Притом он хорошо знал латынь, имел некоторые познания во французском и итальянском языках, в совершенстве изучил библию и свободно разбирался в немецкой лирической поэзии.
Музыкальная деятельность Баха была многосторонней: Композитор. Органист, клавенист, скрипач, знаток инструментов.
В поздние годы жизни здоровье Баха стало слабеть. Круг его общения ограничивался семьей и близкими учениками. Из 20 детей живыми остались только 9 и с ним жили 2 сына и 2 дочери. Зрение Баха с годами ухудшалось, у него назревала катаракта на обоих глазах. В марте 1750 года он перенес две операции и 28 июля 1750 года скончался, не оправившись от перенесенного кровоизлияния в мозг.
Постижение искусства Баха — процесс, который захватывает разные страны и различные направления, увлекает различных выдающихся композиторов и исполнителей и всех, кто питает истинную любовь к музыке.
Инструментальная музыка Баха
Далеко не все произведения Баха сохранились и дошли до нас. Области вокальной и инструментальной музыки связаны между собой не только по содержанию, кругу образов, формам и стилистике, но отчасти и по тематическому материалу, даже по облику отдельных частей. Лишь в немногие годы композитор был сосредоточен на инструментальной музыке.
Инструментальная музыка у Баха представлена всем многообразием жанров, какие существовали, складывались или только зарождались в его время. Бах охватывал, изучал и перерабатывал новое повсюду, где оно проявлялось. Он с юности овладел наследием немецких композиторов, широко опирался на опыт итальянцев в сонатах и концертах, но и тут сделал собственные творческие выводы.
Помимо того, в самом искусстве Баха шли процессы внутреннего обогащения жанров, их взаимодействия. Клавирная музыка обогащалась опытом органных импровизаций, клавирный концерт следовал в своем развитии за скрипичным, драматическая интонационность проникала в инструментальные жанры.
Многие произведения Баха так или иначе связаны с духовной тематикой или непосредственно предназначались для исполнения в церкви. Вместе с тем образная система Баха едина в его светских и духовных сочинениях не ограниченна религиозными представлениями. Мироощущение Баха всегда оставалось живым, полнокровным, реальным.
Лишь органная музыка связана у него с духовными текстами и рассчитана на церковный орган.
Все области и жанры инструментального творчества Баха представляют свой интерес и важны для понимания искусства в целом. На первое место ставят сочинения для клавира и органа.
Клавирная музыка у Баха образует целую шкалу движения от простого к сложному, от миниатюрных форм к крупным.
Независимо от того, для каких целей непосредственно предназначались те или иные произведения, они всегда образны.
Среди множества клавирных произведений Баха следует раннее всего выделить характерный для него «малый цикл» прелюдия- фуга, где сочитается прилюдийность и фугированные части в крупных импровизационных формах. В прелюдии чаще не было оформленной темы и движение шло как бы центробежно от начала к концу.
Фуга- живой музыкальный организм, и ее композиционная схема всегда особая, с индивидуальными отличиями. Тема фуги беспредельна по своим выразительным возможностям.
Поскольку классическая фуга Баха мыслится в «малом цикле» прелюдия- фуга, возникает естественный вопрос о композиционном принципе этого сопоставления. Действенность первой быстрой части, лирика или созерцательность медленной части, динамика, моторность финала становятся существенными тенденциями в формировании цикла.
Оба тома «Хорошо темперированного клавира» включают каждый произведения разных лет. Разумеется, во второй из них попали более поздние прелюдии и фуги. Общий облик этого тома более сложен, ряд фуг здесь крупнее по масштабам. Бах сумел охватить 24 тональности. На протяжении 18 века «Хорошо темперированный клавир» распространялся только в рукописях.
Семь клавирных токкат Баха — блестящие концертные произведения с существенными признаками импозантной импровизационности, идущей от органной традиции. Композиция целого состоит из 3-4 разделов, различных по темпу и типу изложения. Наиболее весома обычно фугированная часть, выделено так или иначе лирическое Adagio,причем один раздел непосредственно переходит в другой.
Фантазия обычно предшествует фуге и не имеет столь самостоятельного значения, как токката. На особое место среди клавирных произведений Баха выдвигается «Хроматическая фантазия и фуга» d- moll. Фантазия до предела наполнена патетикой драматического высказывания, фуга словно умеряет непосредственность выражения чувства, не снимая остроты впечатления. В фантазии сопоставлены широкая, смелая, «концертная» импровизационность патетического склада- и речитатив-монолог, связанные будто бы в едином поэтическом порыве богатой фактурой, сложным гармоничным письмом, изысканностью ритмов. Бах здесь удивительно свободно использует гармонические средства вплоть до энгармонических. В итоге это произведение, можно сказать, чрезвычайное по силе и размаху необычных в своем напряженном драматизме образов.
Бах написал шесть «Французских» и шесть «Английских сюит». Жанр концерта привлекал Баха на протяжении многих лет. Из семи концертов Баха для клавесина с оркестром, по всей вероятности, лишь один второй не связан со скрипичным оригиналом, третий, седьмой и шестой являются переложениями собственных скрипичных концертов и одного из «Брандебургских», а первый и пятый — также переложениями скрипичных концертов, оригиналы которых утрачены.
«Итальянский концерт» это соло для клавесина. В нем найдено равновесие между не утраченной еще зависимостью от скрипичного письма и собственно клавирной фактурой. Названием « Итальянский концерт» Бах как бы воздал должное приоритету Итальянцев в создании жанра концерта.
Среди немногочисленных произведений Баха, изданных при его жизни, львиную долю играют клавирные. В 1731, 1735 и 1741 годы вышли первая, вторая и четвертая части сборника под название «Клавирные упражнения». Бах предпочитал отобрать для издания такие пьесы, которые могли бы получить наибольшее распространение и не были бы слишком велики по обьему.
На особое место следует, однако, выдвинуть прекрасную фугу g-moll. Бах преобразил эту мелодию, придал ей индивидуальный характер. Предшествует фуге скорбно- страстная фантазия в импровизационно- патетическом стиле.После музыки для органа и для клавира следует у Баха выделить его произведения для скрипки: сонаты, партиты и концерты.Здесь достигнута широта выразительности.
Собственно оркестровых произведений у Баха совсем немного: четыре оркестровые увертюры и шесть «Бранденбургских концертов». Хотя композиция в «Бранденбургских концертах» не вполне единообразна, все же в них господствует тенденция к обычной для жанра трехчастности. В певом концерте после трех обычных частей добавлены еще и минует и полонез. В третьем концерте между двумя быстрыми частями выписан лишь один такт Adagio на доминанте параллельного минора. В композиции преобладал принцип: быстро- медленно- быстро. Контрасты сведены к минимуму: Действенный центр тяжести- лирический центр- компенсирующий динамический финал.
Бах это наше прошлое, настоящее, будущее…Всемирное достояние, памятник нашего искусства.